ТрудСовет — Диплом в дело!

23 июля 2015 г. в ВШГА МГУ состоялся круглый стол на тему: «Адаптация современного образования к потребностям рынка труда». В мероприятии приняли участие декан факультета С.М.Шахрай, заместитель руководителя Роструда М.В.Паршин, член Общественной палаты, доцент Е.А.Шапкина, Руководитель Центра трудоустройства и работы с выпускниками МГУ С.Е.Касаткин, представители работодателей, выпускники вузов, студенты.

Сегодня в России насчитывается более 1,5 млн. нетрудоустроенных выпускников вузов, что составляет четверть всех безработных страны. Решение этой комплексной проблемы требует совместного участия органов государственной власти, работодателей, представителей вузов и общественности. Одним из первых шагов по коренному изменению сложившейся негативной ситуации, когда молодые специалисты с дипломом оказываются невостребованными экономикой страны, являются Всероссийская общественная инициатива «ТрудСовет» и одноименный интернет-ресурс www.trudsovet.ru.

В ходе дискуссии С.М.Шахрай отметил: «Каждый вуз заинтересован в том, чтоб его выпускники были востребованы. И не только потому, что по уровню востребованности выпускников определяется рейтинг вуза. Преподаватели заинтересованы в судьбе своих студентов. Конечно, у ВШГА все в порядке с трудоустройством — их выпускников «расхватывают». Но мы смотрим на проблему шире, в рамках всей России. А с точки зрения государственного аудита получается, что если у нас 48 %  нетрудоустроенных выпускников, то это средства государства и родителей, потраченные «на ветер», не эффективно. Нужно сделать так, чтоб каждый рубль, потраченный на образование (неважно, государством или родителем или самим студентом) принес свои плоды, чтобы экономика получила нужных специалистов. А если такой специалист не нужен экономике, значит, надо, чтобы вузы либо вообще не учили по такой специальности (меняли свою образовательную программу), либо «настраивали» программу обучения так, чтобы выпускник нашел свое место в профессии».

Замглавы Роструда М.В.Паршин сообщил: «Нужно стимулировать трудовую мобильность молодых специалистов. Цифра в 1,5 млн нетрудоустроенных — она немного лукавая, т.к. наверняка молодежь не может найти работу по профессии потому, что хочет остаться именно в вузовских центрах — Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске. А в других регионах, наоборот, не хватает таких специалистов. Поэтому вопрос  в том, как создать условия, чтобы стимулировать трудовую мобильность молодых профессионалов. Это — комплексная проблема, т.к. тут нужна координация с регионами, с региональными работодателями, потому что требуется увлечь молодежь перспективами, показать, какие преимущества они получат от переезда в другие регионы. Инициатива и ресурс ТрудСовет — должны помочь как координационная и информационная площадка, как место, где работодатель может найти нужного специалиста, а специалист — место для старта своей карьеры. Это выгодно и экономике в целом. Роструду — поскольку он отвечает за равномерное распределение ресурсов по стране в том числе». Замглавы Роструда предложил направления сотрудничества с ВШГА МГУ имени М.В.Ломоносова и инициативой ТрудСовет.

Член общественной палаты и куратор проекта Елена Шапкина отметила, что «1,5 миллиона безработных специалистов с дипломом — это ненормально. Но с одной стороны, 1,5 миллиона в рамках страны — это «капля в море», министерства и федеральные программы мыслят более крупными категориями. А с другой стороны — 1,5 миллиона молодых судеб, чьи мечты о профессиональной реализации остаются мечтами, чья карьера никак не может начаться — это очень-очень много. Поэтому проект ТрудСовет взял на себя миссию заняться этой проблемой, скоординировать действия министерств, вузов, рекрутеров, работодателей.

Инициатива нацелена на решение конкретных проблем конкретных выпускников, и уже сейчас есть примеры специалистов, трудоустроенных благодаря проекту. Но в ходе этой работы получается так, что надо более точно «перенастроить» систему образования на потребности работодателей и экономики, создать систему взаимного информирования и координации действий, даже уточнить систему сбора статистики (например, очень трудно получить данные, из каких конкретно вузов больше всего нетрудоустроенных и по каким специальностям, но если такую статистика будет — можно будет точнее оценивать и рейтинги вузов, и образовательные программы, и потребности экономики). Особенностью инициативы является и то, что через решение конкретных проблем конкретных людей происходит совершенствование системы высшего образования и планирования развития трудовых ресурсов в целом».

Сервисы