200-лет со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского

Указом Президента России 2023 год — год 200-летия со дня рождения одного из основателей российской педагогики К.Д.Ушинского — объявлен Годом педагога и наставника. По случаю дня рождения Константина Дмитриевича руководство и студенты факультета приняли участие в памятном торжественном мероприятии, которое прошло у здания Московского университета на Моховой улице, где с 1840 по 1844 год учился будущий выдающийся ученый. 

Константина Дмитриевича Ушинского часто называют учителем всех российских учителей, поскольку именно с него и началась педагогика. Он был первым русским ученым в области теории воспитания и обучения. Его учебник «Родное слово» выдержал 157 изданий. Сформулированные им положения определили развитие российского образования и науки. Многие из них и по сей день сохраняют свою актуальность. Это идеи о воспитании человека как личности, а не представителя профессии, о роли труда и нравственности в воспитании, о фундаментальности образования и практической действенности науки, о внедрении принципа народного образования в педагогическую практику и многие другие.

Идеи Ушинского – это послание всем педагогам: занятие педагогикой требует всесторонней развитости, увлеченности, четкого понимания цели и задач своей деятельности, много нравственной энергии и глубокого знания предмета. Главным средством воспитания он называл «согретое теплотой» убеждение – «слово», против которого любая, даже самая совершенная методика не имеет никакой силы. Воспитание имеет целью формирование в человеке идеала, который может быть только народным и выражать национальные ценности.

Педагогика, несомненно, была главным его увлечением. Но Константин Дмитриевич был известен и как правовед-экономист. Он сформулировал основные подходы к национальной камералистике как науке, основывающиеся на общих законах хозяйства. Объяснил природу действия этих законов для общества и государства, указал на необходимость в соединении хозяйственных наук с общественными. Выделил сферы камерального образования: знания о земле в ее хозяйственном отношении, об обществе как хозяйственном организме и собственно хозяйственной деятельности. Рассуждал о сущности цивилизованного предпринимателя. Такой междисциплинарный подход был признан в те годы новаторским, но излишне радикальным. Он предопределил развитие экономической науки.

Константин Дмитриевич Ушинский был выдающимся педагогом и ученым. Он верно служил российскому образованию и науке, своему народу и стране.

Сервисы