Инновационный форум «Открытые инновации»

22 октября декан факультета С.М.Шахрай принял участие в Инновационном форуме «Открытые инновации», организованном Инновационным центром «Сколково» и выступил  на международной сессии деловой программы Минобрнауки России с докладом о реализации проекта совместного университета. В мероприятии приняли участие Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР  Чжан Ханьхуэй, представители Министерства науки и техники КНР, представители китайских вузов, научных учреждений, промышленных предприятий.

Тезисы выступления

Председателя Совета директоров Университета «МГУ-ППИ в Шэнсьжэне»
д.ю.н., профессора С.М. Шахрая

Уважаемые коллеги!

Мне выпала честь познакомить вас с результатами и перспективами российско-китайского сотрудничества в рамках совместного проекта наших двух стран, который реализуется в Шэньчжэне. Речь идет о совместном Университете, учредителями которого являются Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Пекинский политехнический институт.

Масштабная межгосударственная работа по созданию в КНР совместного российско-китайского университета началась около пяти лет назад. На этом пути было слишком много трудностей, но уже в 2017 году Университет в Шэньчжэне открыл свои двери для первого потока студентов из всех стран мира.

Ключевая задача проекта — подготовка в Китае на базе лучших программ МГУ молодых высококвалифицированных специалистов, которые будут востребованы во всем мире и, прежде всего, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, в глобальных проектах Евразийского экономического сообщества, в реализации масштабной инициативы «Пояс и Путь».

Совместный университет будет готовить специалистов (бакалавров, магистров, докторантов) по 12 ключевым образовательным направлениям – от русского языка и литературы до космических исследований и медицины. Образно говоря, формула Университета: Два диплома, Три языка. Возможность углубленного изучения русского и китайского языка; лучшие преподаватели из МГУ, ведущих вузов Китая и зарубежных стран; развитая инфраструктура и новейшее оборудование мирового уровня. Студенты будут проходить практику в крупнейших корпорациях двух стран. Число обучающихся в течение нескольких лет будет доведено до 5, а потом и до15 тысяч человек.

Почему первый совместный российско-китайский университет был создан именно в Шэньчжэне?

В свое время именно Шэньчжэнь стал первой в КНР особой экономической зоной, динамично развивающейся «территорией высоких технологий» (21 млн; 35 лет средний возраст 2 ВВП Португалии). А сегодня – это суперсовременная инновационная площадка, на которой китайское правительство активно формирует мощный образовательный кластер из университетов мирового уровня (Беркли и Циньхуа, Университет Тель-Авива, Университет Мельбурна и Квинсленда, Копенгагена). Тем более, что здесь существует развитая цифровая инфраструктура – ведь в городе работают несколько высокотехнологических корпораций мирового уровня, включая Huawei Technologies Co. Ltd., с которой наш университет подписал Меморандум о сотрудничестве.

Но что самое важное, — это грядущие перспективы развития Шэнчьжэня и, соответственно, всех резидентов этого города, включая наш совместный Университет. Как стало известно в августе этого года, Шэньчжэнь будет не просто одним из одиннадцати городов — участников амбициозного проекта «Район Большого Залива», но станет новой особой экономической зоной для передовых реформ и моделью для других китайских городов и даже для всего мира.

Планируется, что Шэньчжэнь уже к 2025 году должен стать лидером в области инноваций, высоких технологий, государственной службы и охраны окружающей среды, а его глобальная конкурентоспособность будет только возрастать.

Все это уже гарантирует спрос на выпускников нашего совместного Университета: программистов, химиков и физиков, математиков, экономистов, аудиторов, владеющих к тому же тремя языками, причем на уровне специальной отраслевой лексики и терминологии.

Такие захватывающие перспективы – это огромный шанс для развития.

Университет должен стать инструментов для решения следующих задач:

  • организация трансфера знаний в практику;
  • коммерциализация инноваций и создание новых бизнесов;
  • продвижение российских технологий в КНР и китайских технологий в России;
  • создание инновационной экосистемы.

Нам очень важны обратные связи, с самых заоблачных высот уметь приземлять идеи, непосредственно внедряя их в учебный процесс. Мы бы хотели, чтобы в учебном и научном процессах совместного Университета активно участвовали будущие работодателями наших выпускников. Чтобы они открывали  в нашем университете базовые кафедры, лаборатории, а может быть и целевые факультеты. Компании-работодатели должны участвовать в постановке научных задач, создании новых научных направлений и исследовательских команд.

Что касается организации передовых научных исследований, то базовым звеном в Университете станут проектные группы (центры). Это мобильные компактные структуры, сформированные на основе специализированных или мультидисциплинарных коллективов ведущих учёных на время решения конкретной научной задачи, реализации прорывного исследовательского и/или инновационного проекта. Такое организационное решение является наиболее эффективным, поскольку позволяет разумно использовать кадровые и финансовые ресурсы, сосредотачивая и гибко перераспределяя интеллектуальные силы на самых важных направлениях для ответа новым вызовам.

В первую очередь мы планируем сформировать три центра:

Первый – это Центр математических и компьютерных наук

Приоритетными направлениями научных исследований и разработок станут проблемы Big Data; информационная безопасность; цифровая экономика; индикаторы и показатели прогресса, социальные рейтинги личности. Это направление лично я считаю исключительно перспективным с учетом потенциала МГУ, ППИ и самого Шэньчжэня. Тем более что именно в этом городе планируется расположить «центр данных» для всего Района Большого Залива.

Второй центр – это Центр экологии и охраны окружающей среды

Как известно, в 2020 году на территорию Китая приходит российский газ. Я уверен, что это событие послужит не только толчком развития новой энергетики и сопутствующих видов экономики, но и значительному улучшению экологической ситуации и укреплению здоровья населения. Будет востребована научная поддержка и подготовка кадров.

Третий центр, который будет создан, – это Российско-китайский медицинский научный Центр

Приоритетные направления научных исследований и разработок – это медицина катастроф; производственная медицина; генная инженерия; создание систем профилактики болезней, обусловленных современной цивилизацией; поиск методов повышения устойчивости человека к экстремальным факторам и выживанию во внешней среде; информационные стрессы и так далее.

Для эффективного развития «полного цикла» медицинского научно-инновационного кластера, помимо создания предусмотренного стратегией развития Университета МГУ-ППИ медицинского факультета, будет создана также университетская клиника.

В рамках реализации среднесрочных и долгосрочных проектов возможна организация подготовки на базе такого рода проектных групп (центров) целевой подготовки магистрантов и докторантов, получение второго высшего образования.

Университет «МГУ-ППИ в Шэньчжэне» — уникальный проект с огромными перспективами. Но, как я уже говорил, мы пока находимся в самом начале пути. Главный корпус Университета, силуэт которого воспроизводит знаменитую «высотку» Московского государственного университета имени Ломоносова, вступил в строй только в этом году. Лаборатории постепенно заполняются новейшим оборудованием. Портфель образовательных программ продолжает пополняться.

Конечно, как у всякого большого проекта, у нас есть свои текущие организационные проблемы и разного рода шероховатости, которые решаются в рабочем порядке — при поддержке правительств и профильных министерств наших государств. И то, что период становления еще не завершен, дает нам прекрасную возможность выбрать самые перспективные направления для сотрудничества и развития.

Зачем наше сотрудничество нужно Китайской Народной Республике, для меня очевидно. Для китайской стороны Московский университет в Китае – это баланс, конкуренция с другими совместными китайско-иностранными вузами, то есть соревнование, которое ведет к лучшим результатам. Это возможность дать лучшее образование для китайских юношей и девушек.

В наших, российских коридорах власти (иногда очень высокого уровня), мне доводилось слышать опасения, что сама попытка гуманитарного сотрудничества с Китаем содержит большие риски, поскольку наши интеллектуальные богатства будут перетекать в КНР. Я уверен, что такие взгляды очень устарели. Для того чтобы избавиться от иллюзий, мне кажется, достаточно вспомнить о месте китайских лучших, подчеркну лучших вузов в мировых рейтингах. Вспомнить об уровне технологического развития китайской экономики. Абсурдность изоляционистского подхода станет очевидной.

С горечью должен констатировать, что целый ряд социологических опросов показали: в Китае сейчас почти ничего не знают о нашем высшем образовании, и на обывательском уровне почти ничего не слышали об МГУ. Мы определили в Московском университете те направления подготовки, которые действительно, по гамбургскому счету, соответствуют самым высоким мировым требованиям и предложили их для реализации в совместном университете.

Поэтому сегодняшний «десант» в Сколково такой представительной китайской делегации, это – замечательный шанс снизить эту информационную асимметрию, дать нашим коллегам необходимую информацию о российских возможностях. И за этот шанс мы должны поблагодарить наши министерства науки и образования и организаторов нашего мероприятия.

Сейчас образовательное сотрудничество в нашем совместном Университете, это конкурентное, но сотрудничество. Не будем скрывать, что для нас одним из мотивов создания совместного университета, стала  возможность воспользоваться технологическими и операционными возможностями китайской стороны, получить для совместной научной работы самую современную исследовательскую и лабораторную базу, новейшее самое передовое оборудование и т.д. Наша наука традиционно сильна уникальными единичными прорывами, но их коммерциализации, постановка на поток, масштабирование, — это умение, в котором больше преуспели наши китайские партнеры. В рамках нашего совместного университета, наоборот, открывается возможность для синергии, когда научные разработки российских ученых, могут доводиться нашими партнерами до коммерческой реализации со свойственной им скоростью и бизнес-хваткой.

Понятно, что при этом на первый план выходит проблема защиты интеллектуальных прав наших ученых. Незаконная и неправомерная торговая война, навязанная Китаю Соединенными Штатами, неожиданно поспособствовала тому, чтобы китайская сторона серьезно улучшила  законодательство и подходы в вопросах защиты интеллектуальной собственности. Естественно, мы это так же учитываем, и уделяем большое внимание защите интеллектуальных прав наших ученых. В этой связи совместный университет может выступать платформой для их коммерциализации на китайской территории.

Поскольку на нашей встрече собрались представители не только инновационного кластера, но также официальные лица наших министерств, то я бы хотел воспользоваться случаем и показать ряд проблем, которые, как мне кажется, могут быть оперативно и инновационно решены, благодаря тому, что мы все встретились на этой площадке.

Итак, какие есть вопросы к китайской официальной стороне.

Мы хотели бы в совместном Университете увеличивать (в случае необходимости) продолжительность обучения в бакалавриате с 4 до 6 лет и магистратуру до трех лет. У национальных китайских университетов такая возможность и такая практика есть. В совместном Университете это очень важно для части учащихся, которым нужно освоить учебный материал либо на русском языке, либо на китайском языке в полном объеме. Потому что у нас есть китайские студенты, интересующиеся русскими программами, и русские студенты, интересующиеся китайскими программами. В ситуации, когда в университетах, работающих в КНР нет бюджетных мест, такое  увеличение сроков обучения не должно вызывать принципиальных возражений

Следующий вопрос – это совершенствование организационного формата управления совместным университетом. Сейчас по правилам есть жесткая иерархия во главе с ректором. Но как говорится, «гладко было на бумаге, да наткнулись на овраги». Наш опыт показывает, что оптимальной моделью было бы использование института «со-ректоров». По китайскому законодательству в настоящее время, ректором может быть только китайский гражданин. Пусть он отвечает за всю организационную, финансовую и хозяйственную работу. А «со-ректором по науке» должен быть представитель иностранного вуза, программы которого реализуются в совместном университете. И именно на нем должна быть ответственность за учебный процесс, уровень проводимых научных исследований. Мы попробовали реализовать такую формулу управления в учредительных документах, однако оказалось, что без должного закрепления на законодательном уровне в КНР, или на уровне решения Минобра КНР она не работает в полном объеме. Например, в нашем случае затягивание китайской стороной создания Ученого совета совместного университета, почти полностью парализовало участие МГУ в управлении учебным и научным процессами.

Скажу больше, возможно, стоит проанализировать опыт работы совместных университетов в КНР, и попросить правительство страны разрешить иностранным вузам открывать в Китае именно филиалы. Конечно, с сохранением жесткого контроля со стороны Министерства образования КНР (ректор филиала – гражданин КНР,  половина членов совета директоров – представители китайской стороны, согласование образовательных программ в Минобре КНР и др.).

Что же касается российской стороны, то у меня за время создания и работы совместного Университета тоже накопился целый «букет» вопросов, которые нужно решать, потому что без этого темпы развития проекта начинают падать. Так, например, для нас сдерживающим фактором неожиданно стало то, что российское законодательство в принципе не предусматривает ситуацию, когда российский вуз командирует своих преподавателей в дочернюю образовательную структуру за рубеж. Нет ответов на целый ряд вопросов, от порядка выплаты заработной платы преподавателям командированным в Китай (она не «засчитывается» головному вузу при расчете важнейшего показателя – среднемесячной заработной платы, как будто это не наши сотрудники, не мы их туда отправили, и это не наша дочерняя структура), до оплаты вклада сотрудников, организующих учебный процесс из Москвы. Но я уверен, постепенно все эти тактические сложности мы преодолеем.

Беспокоит соображение более стратегического порядка.

Мы не должны быть чужими на международном «празднике» инвестиций в человеческий капитал. Мировой образовательный рынок в 2010 году составлял 2,3 трлн долларов, в 2020 году его объем составит уже 4,5 трлн долларов. И это «пирог», в дележе которого наша страна, наша система образования фактически не участвует, самоустранилась. Доходит до абсурда, когда под экспортом образования у нас понимают привлечение иностранных студентов на обучение в Российские вузы. Необходим более агрессивный подход. Мы должны создавать свои образовательные организации за рубежом. И не только из сугубо утилитарных соображений.

Ранее Россия присутствовала в Китае только вместе с нефтью, газом и оружием. Совместный университет МГУ в Китае – это первый такого уровня и такого масштаба гуманитарный проект.

Наш Университет – это окно входа для наших корпораций и компаний в особый экономический район глобального масштаба. Наконец, это укрепление в мире брэнда и рейтинга МГУ и российского образования в целом.

Лидеры России и Китая ставят перед совместным Университетом  очень амбициозные задачи — за 15 лет войти в мировые лидеры.

И мы обязательно этого достигнем!

А сейчас я готов ответить на Ваши вопросы!

 

Сервисы